Проголосовал и свободен. Почему белорусы не верят, что могут влиять на ситуацию в стране

В   oбoзримoй пeрспeктивe грaждaн Бeлaруси oжидaют прeдвыбoрныe стрaсти. Этo в   свoю oчeрeдь внoвь aктуaлизируeт вoпрoс o   вoзмoжнoсти влияния грaждaн нa   сoциaльнo-пoлитичeскиe прoцeссы, прoxoдящиe в   стрaнe.


В   xoдe нaциoнaльнoгo oпрoсa, прoвeдeннoгo в   дeкaбрe 2017 гoдa Бeлoрусскoй aнaлитичeскoй мaстeрскoй (BAW) пo   зaкaзу ПИУ «Цeнтр исслeдoвaния oбщeствeннoгo управления «СИМПА» и   общественной культурной кампании «Будзьма беларусамі», респондентам предложили оценить эффективность различных форм участия жителей страны в   процессах разработки и   реализации управленческих решений.


Объем выборки составил 1063 респондента в   возрасте от   18 лет. Погрешность выборки не   превышает 3% с   доверительной вероятностью 95%. Выборка репрезентативна по   половозрастной и   географической структуре населения Беларуси.


Участие в   выборах и   референдумах респондентами было признано самой эффективной формой участия граждан в   процессе принятия важных для общества решений (35,3%). Именно к   такой форме готовы присоединиться 37% опрошенных. Небольшая разница в   пользу действий по   сравнению с   убежденностью говорит об   определенном социальном давлении, с   которым сталкиваются респонденты в   период проведения выборов.


Следующие по   эффективности формы участия респонденты связали с   непосредственным взаимодействием с   субъектами исполнительной власти.



График: СИМПА

Отметим, что только в   отношении интернет-петиций количество верящих в их эффективность и   количество готовых создавать и   подписывать их   совпадает. После «участия в   выборах» это самый распространенный среди респондентов возможный способ участия в   процессе разработки и   принятии важных для общества решений. И   не   удивительно, ведь для этого порой достаточно одного клика мышкой.


Респондентов, готовых участвовать в   подготовке конкретных предложений с   последующей передачей органам госуправления, существенно меньше (18,6%), чем уверенных в   эффективности этого способа (29,5%). Это вполне объяснимо, так как далеко не   все обладают соответствующими знаниями и   опытом для реализации подобной формы участия. В   отношении общественных обсуждений, организованных органами госуправления, ситуация примерно такая   же.


В   то   же время работа в   государственных органах управления не   рассматривается респондентами как возможность оказывать существенное влияние на   формирование политик в   нашей стране. Таким образом, жители страны не   верят в   то, что отдельный чиновник имеет право голоса и   может оказывать влияние на   принятие управленческих решений.


Почти пятая часть респондентов (18%) считает эффективным присоединение к   субъектам гражданского общества для отстаивания своих интересов. Готовность   же присоединиться к   общественным организациям и   инициативам высказали лишь 12% опрошенных. Причинами этого может быть опасение подвергнуться преследованию со   стороны белорусских властей, что периодически имеет место в   отношении гражданских активистов. Схожую позицию респонденты имеют в   отношении участия в   разрешенных мирных акциях протеста. Достаточно невысокая оценка уровня эффективности этой формы связана с   практически полным отсутствием в   нашей действительности такого феномена. И   даже в   него люди верят больше, чем в   возможности отечественных законодателей.


Продвижение своих идей через местных депутатов считается наименее эффективным (8,7%), как и   участие в   работе политических партий. Таким образом, в   представлениях белорусов именно представители законодательной власти практически не   способны оказывать влияние на   ситуацию в   стране.


14,8% респондентов отметили, что не   готовы присоединиться к   каким-либо из   предложенных в   опросе форм участия. Уверенность в   неэффективности последних (10,3%), судя по   всему, не   является единственной причиной такой позиции.


В   целом, можно говорить о   том, что респонденты довольно низко оценили свои возможности влиять на   ситуацию в   стране. По   их   мнению, решение как общесоциальных, так и   сугубо частных проблем возможно только путем официального формализованного обращения к   системе государственного управления. Таким образом, жители нашей страны достаточно четко представляют себе, в   чьих руках находятся бразды правления. Именно органы исполнительной власти обладают необходимыми управленческими ресурсами в   противовес законодателям. А   ведь именно они должны транслировать и   отстаивать интересы граждан, наделивших их   такими полномочиями.



«Госвопрос»   — цикл публикаций, в   которых TUT.BY и   коллеги из   СИМПА постараются без воды и   шор рассказывать об   актуальных вопросах госуправления в   нашей стране и   предлагать решения, основанные на   мировом опыте.


 

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.